Фильмы про фотографию Фотограф советует фотографам
От нас и наших кинопартнеров: Липецкого киноклуба "Ностальгия" и группы Фильмы о фотографах и фотографии — фильмы, которые стоит посмотреть
«Фотография — это выражение впечатления. Если прекрасное не жило бы в нас, как бы мы могли узнать его?»
— Эрнст Хаас
Кристиан Фрай. Военный фотограф (2001)
Микеланджело Антониони. Фотоувеличение (1966)
Стивен Шейнберг. Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус (2006)
Л.Бунюэль, С.Дали. Андалузский пёс (1929)
Жан-Люк Годар. На последнем дыхании (1960)
Микеланджело Антониони. Забриски Пойнт (1970)
Вонг Карвай. Любовное настроение (2000)
+ фильмы от группы О фотографии
Ева Ионеско. Моя маленькая принцесса (2011)
Уильям Кляйн. Кто вы, Полли Магу? (1966)
Грегори Колберт. Пепел и снег (2005)
Фотограф и преподаватель фотографии в школах Photoplay и Photohelp Андрей Рогозин предлагает список из 13 фильмов, которые, по его мнению, должен посмотреть каждый фотограф.
РАЗНЫМ ФОТОГРАФАМ НУЖНЫ РАЗНЫЕ ФИЛЬМЫ. Судите сами: могут ли фотограф моды и, скажем, военный фотограф вдохновляться одними и теми же фильмами? Найдут ли они точки соприкосновения в эстетике, общие культурные и этические императивы? Полагаю, что нет, а если общее и найдется, то это окажется малой долей глобального культурного багажа каждого из фотографов. Когда я стал изучать подобные материалы у западных коллег, выяснилась очень забавная вещь: пересечений ни в одном списке от известных фотографов не было. Причина проста: каждый составлял список любимых фильмов, того, что лично ему кажется важным, значительным, что вдохновляет и кажется образцом для подражания. Такой подход мне не кажется верным, поэтому я решил зайти с другой стороны: зачем фотографу смотреть фильмы и что он может из них почерпнуть?
ВО-ПЕРВЫХ, МОЖНО СМОТРЕТЬ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ-БИОГРАФИИ — иногда весьма правдивые, иногда совсем нет. В них рассказывается о жизни великих фотографов, о том, как они работали, как находили свой путь в фотографии и что это вообще такое — работа фотографа и жизнь фотографа.
ВО-ВТОРЫХ, МОЖНО СМОТРЕТЬ ФИЛЬМЫ, КОТОРЫЕ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПОВЛИЯЛИ НА ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА, которые задали вектор развития определенных стилей. Визуальный и образный ряд таких произведений очень часто цитируется в fashion-фотографии, потому что тема стилизации всегда была и будет актуальной.
В-ТРЕТЬИХ, МОЖНО СМОТРЕТЬ ФИЛЬМЫ ИМЕННО РАДИ КАРТИНКИ КАК ТАКОВОЙ, то есть учиться видеть красоту мира у лучших в своем деле операторов. Тут, казалось бы, как и в двух предыдущих случаях, должны быть некоторые знаковые фильмы, но на деле есть слишком много стилей, разных способов видеть красоту — в один перечень всё не уложить.
Фильмы:
Биографические фильмы
«ДУХ ФОТОГРАФИИ» (The Genius of Photography) — первый из двух прекрасных документальных сериалов о фотографии, который я могу рекомендовать всем. Он посвящен истории фотографии от ее возникновения и до наших дней. Авторы создают некую логичную и непротиворечивую картину развития фотографического жанра как единого целого. Точка зрения, мягко говоря, спорная, но в академических кругах популярная: гораздо проще выстроить простую модель и отсекать всё, что в нее не укладывается, нежели признать, что не всегда понятно, как кто-то стал популярным. Тем не менее фильм очень вдохновляет и раскрывает зрителю глаза на то, насколько разнообразен мир фотографии и как она развивалась.
«КОНТРОЛЬНЫЕ ОТПЕЧАТКИ» (Contacts) интереснее, хотя он и более специфичен. Каждый отрывок длиной 10–15 минут посвящается творчеству одного автора. Герои первого диска — классики репортажной фотографии, среди которых: Брессон, Кляйн, Джиакомелли, Куделка. Второй и третий диски посвящены арт-фотографам, причем второй — сложившимся классикам арт-фотографии, а третий — концептуальным современным авторам. «Контрольные отпечатки» особенно интересны тем, что в большей части серий второго и третьего дисков фотографы сами рассказывают о себе. Нам предлагают не «испорченный телефон» чьей-то критической статьи и даже не академический искусствоведческий анализ, а живой голос самого фотографа. Это делает фильм очень важным и интересным для любого творческого человека.
Кристиан Фрай. Военный фотограф (2001)
КАРТИНА «ВОЕННЫЙ ФОТОГРАФ» (War Photographer) КРИСТИАНА ФРАЯ — еще один очень важный документальный фильм, который стоит посмотреть любому автору, связанному с фотожурналистикой и репортажем. Главный герой фильма — Джеймс Нахтвей, величайший военный фотограф конца XX века, и он же — оператор большей части фильма, так как мы видим мир через мини-камеру, закрепленную на его фотоаппарате. Сразу скажу: фильм очень тяжелый, местами страшный, но я не знаю ничего, что бы более точно показывало работу настоящего репортера, который снимает не ради денег и славы, а ради людей и жизни как таковой.
Микеланджело Антониони. Фотоувеличение (1966)
Стивен Шейнберг. Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус (2006)
«ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ» (Blowup) МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ И «МЕХ» (Fur: An Imaginary Portrait of Diane Arbus) СТИВЕНА ШЕЙНБЕРГА — это те художественные фильмы, которые я рекомендую. И тот, и другой — притчи, иносказания, фантазии на тему жизни фотографов, но оба прекрасны и точны в мелочах, очень точны на уровне сверхидей и архетипов. При этом «Фотоувеличение» — это и реклама жизни fashion-фотографа, и жесточайшая критика модной фотографии, а «Мех» — сон об арт-фотографии и мечта о творческом освобождении. Самый интересный эффект достигается, если посмотреть эти фильмы один за другим. В одном — свингующий Лондон 60-х со всеми проявлениями гедонизма, нервной роскошью, судорожной одержимостью музыкой и модой, тотальной пустотой и ничтожностью главного героя как личности. В другом — закулисная Америка 60-х, бегство от социальных норм успешности и общепринятого американского образа жизни, своего рода дауншифтинг и воспевание фрик-культуры как способа найти настоящего себя.
Знаковые фильмы
ТЕПЕРЬ О КИНОЛЕНТАХ, КОТОРЫЕ СВЯЗЫВАЮТ ФОТОГРАФИЮ И МАССОВУЮ КУЛЬТУРУ, ФОТОГРАФИЮ И МОДУ. Они стали знаковыми для своего поколения или какой-то культурной прослойки, настолько прочно осели в головах зрителей, что даже современные авторы, которые не слышали об этих картинах, сами того не зная, цитируют внедренные этими фильмами архетипы и образы. Я обратился за помощью к коллеге, прекрасному преподавателю фотографии, специалисту в области современной моды Владе Красильниковой. Что очень важно, она прекрасно разбирается в истории визуальной культуры XX века. Конечно, это выжимка, но все перечисленные ниже фильмы важны:
Л.Бунюэль, С.Дали. Андалузский пёс (1929)
«АНДАЛУЗСКИЙ ПЁС» САЛЬВАДОРА ДАЛИ И ЛУИСА БУНЮЭЛЯ (1929 год). Бунюэль утверждал, что единственным правилом, которому они следовали, было не использовать любые идеи или образы, потенциально имеющие рациональное объяснение. И в результате «Андалузский пёс» — один из первых и, возможно, главный фильм «нового искусства». На нем построена заметная часть всей культуры сюрреализма как такового.
Жан-Люк Годар. На последнем дыхании (1960)
«НА ПОСЛЕДНЕМ ДЫХАНИИ» ЖАНА ЛЮКА ГОДАРА (1959 год) — дебютный фильм режиссера. Он был таким же открытием для своего времени, как «Андалузский пёс» для предыдущей эпохи. С него начался кинематограф «французской новой волны». Трюффо, Шаброль, Малль — все эти авторы работали в ритме, заданном «На последнем дыхании». Под их влиянием развивались Коппола, Полански, Скорсезе, Тарантино.
Микеланджело Антониони. Забриски Пойнт (1970)
«ЗАБРИСКИ-ПОЙНТ» МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ (1968 год) претендует на то, чтобы считаться центральным фильмом для культуры хиппи. Что уж говорить о его влиянии на мировую культуру, если даже Рязанов в разгар брежневского застоя, в 1973 году, цитирует концовку этого фильма в своей прекрасной комедии «Невероятные приключения итальянцев в России».
«КОФЕ И СИГАРЕТЫ» ДЖИМА ДЖАРМУША (2004 год) снимались 17 лет. Его в этот список мы включили просто потому, что это замечательный фильм, и нам хочется, чтобы вы его посмотрели!
Джим Джармуш. Кофе и сигареты: https://vk.com/wall-52526415_12060
Красивые фильмы
В этой части списка я расскажу, что такое красота в кино лично для меня.
Вонг Карвай. Любовное настроение (2000)
«ЛЮБОВНОЕ НАСТРОЕНИЕ» ВОНГА КАРВАЯ — совершенно умопомрачительный в плане колористики и работы со светом. Это, пожалуй, один из трех фильмов, которые я могу пересматривать с любого места, без начала, без конца, фрагментами, просто смакуя картинку и наслаждаясь гармонией оттенков ткани на костюмах героев, цветом мокрых стен и игрой цветного, живописного по своей сути света.
«ГЕРОЙ» ЧЖАНА ИМОУ, где цвет гораздо более плакатный, броский, насыщенный, но не менее прекрасный, чем у Карвая. Конечно, и вне разговора о колористике «Герой» — фильм во многом знаковый. Хотя бы потому, что это квинтэссенция традиционного представления о китайских боевых искусствах, в отличие от фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», который у многих ревнителей чистоты стиля вызывал массу нареканий.
«ГОРОД ГРЕХОВ» РОБЕРТА РОДРИГЕСА. Это первый в истории фильм, который сумел полноценно передать пластику городского освещения, — каким его изображают в комиксах и каким его подразумевали в ранних детективах в стиле нуар. Рваное, жесткое, слепящее освещение, множественные тени, отсутствие единого светового пространства — всё это создает уникальную по стилю картинку, которую невозможно забыть или проигнорировать.
«БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ» РИДЛИ СКОТТА. До него вся кинофантастика выглядела по-другому. Он породил «Матрицу», «Темный город», «Луну 2112» и многие другие. «Бегущего по лезвию» я, если честно, готов включить в любую часть этого списка. Да, в нем нет ни слова о фотографах, но весь фильм построен на важнейшем для любого творческого человека вопросе — чьей именно жизнью ты живешь и насколько она твоя? Повлиял ли этот фильм на культуру как таковую? Конечно, и его влияние не ограничивается жанром научной фантастики. Интересен ли он картинкой? Я думаю, окончательный ответ на этот вопрос вы получите, когда посмотрите окончательную версию фильма, которую Ридли Скотт в 2007 году представил на Венецианском кинофестивале.
lookatme.ru
Ева Ионеско. Моя маленькая принцесса (2011)
Ева Ионеско в дебютной режиссерской работе возвращается в собственные воспоминания из детства, когда она была моделью для своей матери и других фотографов. Ирина начала фотографировать дочь с 5-летнего возраста: уже в 11 лет обнаженная Ева появилась на обложках мужских журналов, итальянского Playboy и испанского Penthouse. Вся история – реальная жизнь одной маленькой французской девочки, которая стала мировой звездой в раннем возрасте и не по своей воле. Фильм-исповедь, ведь автором стала сама повзрослевшая нимфетка. Ева родилась в Париже в семье профессионального фотографа румыно-французского происхождения Ирины Ионеско.
Уильям Кляйн. Кто вы, Полли Магу? (1966)
Сатирическая французская история о модельном бизнесе, снятая известным фотографом Уильямом Кляйном (William Klein) в далеком 1966 году – один из лучших фильмов подобного жанра о моде. В центре внимания: 20-летняя американская модель, рожденная в Бруклине.
Грегори Колберт. Пепел и снег (2005)
За 13 лет он совершил 32 экспедиции в самые удаленные уголки нашей планеты. Слушал голоса животных. И нaходил с ним общий язык. Мир животных и мир людей. Одна планета. Единое целое.
Фотография — это не просто снимок, способный запечатлеть всего лишь краткий момент из жизни... Это целое искусство, которое наравне с живописью, музыкой и литературой, волнует и трогает наши сердца. Здесь следует сразу же отметить, что фотоискусство полностью противопоставляется фотожурналистике, цель которой сухая констатация фактов и коммерческая выгода. Фотоискусство — это художественная фотография, отображающая мировоззрение, взгляды, настроение, творческие видение фотографа, как художника. Ведь, для того, чтобы сделать снимок не достаточно просто нажать на кнопочку. Важно уловить момент, прочувствовать атмосферу, передать настрой и эмоции. Грегори Колберт — один из самых знаменитых фотографов современности, который потряс мир своими фотографиями.